Судоверфь «Звезда» заложила первый ледокольный танкер-газовоз СПГ класса ARC 7

17.06.2021
На ССК «Звезда» состоялась церемония закладки головного судна серии ледокольных танкеров-газовозов СПГ класса ARC 7. Владельцем пилотного судна является компания «Совкомфлот».

Такие газовозы - одни из наиболее технологически сложных в постройке инновационных судов, каждое из которых будет иметь вместимость более 172 тысяч кубометров и оборудовано тремя уникальными винто-рулевыми колонками. Эти суда предназначены для перевозки сжиженного природного газа и способны работать в арктических условиях. Их отличительной особенностью является наличие системы хранения СПГ мембранного типа Mark III. ССК «Звезда» стал первой и на данный момент единственной в России верфью, имеющей международную лицензию GTT - французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz, специализирующейся на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем удержания для транспортировки и хранения сжиженного газа. Получению лицензии предшествовал аудит компании GTT, который ССК «Звезда» успешно прошел в феврале 2020 года, изготовив макет СПГ-танка в соответствии с требованиями французской компании.

Строительство ледокольных танкеров-газовозов СПГ класса ARC 7 осуществляется в интересах реализации проекта по производству сжиженного природного газа «Арктик СПГ-2», в котором основным спонсором и фрахтователем груза является компания «Новатэк». В декабре 2019 – январе 2020 гг. ССК «Звезда» и компании группы ВЭБ.РФ заключили контракты на строительство в интересах ПАО «Новатэк» пяти арктических судов-газовозов ледового класса Arc7, предназначенных для вывоза груза с завода «Арктик СПГ-2», ещё на 10 судов – в июле 2020 года. Длина судна – 300 м, ширина – 48,8 м, осадка – 11,7 м, дедвейт – 81000 т.

Справка:

Судостроительный комплекс «Звезда» создается Консорциумом во главе с НК «Роснефть» по поручению Президента России В.В. Путина. На сегодняшний день портфель заказов судоверфи насчитывает свыше 50 судов. Пилотную загрузку комплексу обеспечивает компания «Роснефть», разместившая на судоверфи заказ на 28 судов. В продуктовую линейку «Звезды» войдут суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, морские буровые платформы, атомные ледоколы и суда ледового класса, крупнотоннажные траспортные суда, включая танкеры-газовозы, специальные суда и другие виды морской техники любой сложности, характеристик и назначений, в том числе техника, которая ранее в России не выпускалась в связи с отсутствием необходимых спусковых и гидротехнических сооружений.

В июле 2020 года ССК «Звезда» подписал лицензионное соглашение об оказании технической помощи и лицензирования с французской инжиниринговой компанией Gaztransport & Technigaz, которая специализируется на разработке и лицензировании строительства криогенных мембранных систем для транспортировки и хранения сжиженного газа, получила международную лицензию и стала единственной российской верфью, которая может строить СПГ-газовозы с мембранной системой хранения Mark 3.

Винто-рулевая колонка (ВРК) - ключевой элемент системы электродвижения судна, обеспечивающий его ходовые и маневровые качества - станет первым российским продуктом такого класса.
Для проектирования и локализации производства ВРК для судов ледового класса «Роснефть» и GE создали два совместных предприятия: прикладной инженерный и учебный центр «Сапфир» (г. Санкт-Петербург) и завод по производству ВРК «Завод ВРК Сапфир» (г. Большой Камень).

Главной задачей предприятия «Завод ВРК Сапфир» является локализация производства ВРК и систем электродвижения судов на территории судоверфи «Звезда» в Приморском крае. Проектные мощности завода позволят удовлетворить потребность в данном оборудовании для судов различного класса, в том числе газовозов высокого ледового класса. «Завод ВРК Сапфир» является резидентом территории опережающего социально-экономического развития «Большой Камень».

Предприятие будет выпускать винто-рулевые колонки высокого ледового класса мощностью от 7,5 МВт до 20 МВт.