Поход через три океана

Поход через три океана

В январе гвардейский крейсер «Варяг» спустя полгода вернулся в родную базу и ошвартовался во Владивостоке.  Дальний поход, протяжённостью 25 тысяч морских миль, стал очередным подтверждением высоких боевых возможностей ТОФ, отменной выучки экипажа и безупречной подготовки кораблей к условиям океанских походов в доках «Центра судоремонта «Дальзавод». О том, есть ли повод для превосходных эпитетов, и каковы особенности океанской службы, об экипаже и корабле рассказал командир дивизии надводных кораблей ТОФ капитан 1 ранга Игорь Смоляк.

Поворот на север

- Примите поздравления с возвращением! Согласитесь, что нынешний вояж «Варяга» рядовым плаванием не назовёшь?

- Поход в общей сложности занял около 6 месяцев. К его неожиданностям отнесу тот факт, что по мере выполнения задачи нам поступила внезапная вводная о переходе из зоны Аденского залива в Средиземное море. Оказалось, что мы к этому готовы и в первую очередь технически. В целом Индийский океан, Тихий и Средиземка – более 25 тысяч миль.

- Что оказалось самым сложным?

- Климат и тяжелейшие погодные условия при переходе в Аденский залив и Красное море. Температура воздуха плюс 40, вода – плюс 36 и стопроцентная влажность. Почти 5 суток штормов в Средиземном. Это серьёзное испытание и для экипажа и для материальной части. Впрочем, условия не легче и в Индийском океане. А по пути домой, в Тихом, на нашу долю выпали суровые штормовые дни в Восточно-Китайском море. Нам досталось практически 10 суток в условиях жестокого шторма до 7 баллов.

Отмечу, что впервые за последние 20 лет боевой корабль под Андреевским флагом оказался в Египте с неофициальным визитом. Это произошло 16 ноября в разгар политического конфликта на побережье Африки.

- Продолжительность похода оказалась едва ли не рекордной?

- Были походы и до 9 месяцев, но этот стал особенным потому, что было минимум заходов в порты и минимум стоянок.

- С пиратами «Варягу» пришлось встречаться?

- Для крейсера такие задачи не характерны. Но на переходах мы были готовы действовать, в том числе и против пиратов. На борту находились на спецподразделения антитеррора, готовые в любую минуту сработать против пиратов и авиагруппа.

Берег за нас

- Как в этих невыносимых условиях проявил себя экипаж?

- К боевой службе подготовились в ходе сдачи курсовых задач, учениях на Камчатке и слаженность экипажа вопросов не вызывала. Хотел бы отметить и электро-механическую боевую часть капитана 3 ранга Нога, и БЧ-7 кап 3 Самохвалова. Отлично проявили себя артиллеристы, за что представлены к поощрению и правительственными наградам. Думаю, что с новой должностью и орденом будем поздравлять скоро командира крейсера.

- Одиночное плавание всегда таит опасность поломок, потери хода. Как проявила себя техника?

- Эксцессов не произошло. Выходу предшествовала тщательная подготовка в базе, которая себя абсолютно оправдала. Крейсер вышел в море целиком технически подготовленным. Естественно, что в огромном корабельном хозяйстве  эксплуатация не обходится без мелких поломок. Но для этого и предусмотрены запасные комплекты (ЗИП). Так что всё оперативно приводили в норму.

- К качеству ремонта в ЦС «Дальзавод» претензий не возникло? Как вам взаимодействие с новым центром судоремонта?

- Безусловно, заслуга «Дальзавода» в технической готовности и решении главной задачи огромна. Походу предшествовал планово-предупредительный ремонт, докование. Главная энергетическая установка, все корабельные системы работали безупречно.

- Раньше на кораблях всегда была проблема с холодильниками… А сейчас?

- Когда стали спускаться к южным широтам перешли на хладмашины, вывели их в режим, и они отработали отлично. К снабжению и качеству продуктов вопросов не было.  За что ещё раз спасибо заводчанам. Кстати, как и за системы вентиляции, которые спасали от жары в каютах и кубриках.

«Дембель» в опасности?

- С кем пришлось сообща служить в южных широтах?

- Корабли ТОФ отработали взаимодействие со всеми флотами страны –Северным, Балтийским и Черноморским. Это, к примеру и крейсер «Пётр Великий», и БДК (десантные корабли) Черноморского флота и танкер «Иман». Кстати, черноморцы помогли нам своевременно провести замену части экипажа.

- То есть матросы вернулись домой точно в срок?

- Точно так. Замена личного состава произошла, как и положено по приказу. Наши матросы были отправлены в запас вовремя и поехали по домам из Новороссийска.

- А как прошла адаптация? Не возникало проблем с медициной?

- На борту была группа экстренной медицинской помощи, в составе которой хирург, терапевт, анастезиолог и стоматолог. Это наш походный госпиталь. Отмечу, что за время похода было проведено 3 полостных операции. Но это был обычный аппендицит. Все прошло благополучно, и моряки через неделю встали в строй. Не испытывали проблем с зубной болью и по всякому поводу получали квалифицированную помощь.

Новый Год он-лайн

- Оторванность от дома всегда была довольно тяжёлым испытанием помимо моря. А что изменилось сейчас?

- Экипаж всегда был в режиме он-лайн и моряки могли связаться с родными в любое время. Кроме того в портах экипаж получал возможность пользоваться мобильной связью.  Так же, как звонили бы из Владивостока.

Особенным в этом плане выдался Новый Год. Мы организовали при помощи спутниковых каналов связи видеоконференцию экипажа крейсера с семьями в Фокино и Владивостоке, поздравляли жен и детей в течение 3-х часов. Это вообще уже стало традицией. Во Владивостоке на связи был БПК «Адмирал Пантелеев», как организатор телемоста, а «Варяг» при этом был на переходе в Индийском океане.

- Как правило, походы наших кораблей это ещё всегда и некая дипломатическая миссия?

Так и есть. К примеру, в Египте мы была готовы к приёму встречи министров иностранных дел и нашего министра обороны. На Шри-Ланке тоже выполняли дипломатические функции. Представлять свой флот и Андреевский флаг всегда главная наша задача.

- Корабль встал к пирсу, а у офицеров, судя по деловой активности, дел только прибавилось?

- Это время большой аналитической работы, обобщения опыта, который пригодиться в будущем так же, как нам послужил опыт прежних походов. Это касается и организации связи, и знания некоторых теневых зон, и многих других аспектов дальнего плавания. Этот регион (Аденский залив) нами хорошо изучен. А вот Суэцкий канал мы проходили, опираясь на прежний опыт и нарабатывая собственный.

- Наверняка коллекция сувениров из заморских стран пополнилась?

- Для меня это уже 18-й поход и во всех странах довелось побывать раньше. Кстати, практически этим маршрутом шёл во Владивосток в роли старшего на крейсере «Москва». Так, что наши походы не за сувенирами, а скорее за опытом и знаниями каждого и экипажа, как единого целого.